Страничка психолога

Приветствуем Вас на странице педагога-психолога!

Здесь мы говорим о развитии, воспитании и обучении подрастающих, но, все ещё, маленьких людей.

 


Темы наших бесед:

1. Когда ребенку-дошкольнику нужен психолог?
2. Когда родителям пора к психологу?

3. Откуда берутся «маменькины сынки» и «маменькины дочки». Немного о гиперопеке.
4. Роль отца в воспитании ребенка.
5. Советы любящему папе (памятка) 
6. Как мама может помочь папе наладить взаимоотношения с ребенком (памятка для мамы)
7. Как воспитать доброго ребенка, но не сделать из него мямлю 
8. Советы психолога родителям будущих первоклассников

 


1. Когда ребенку-дошкольнику нужен психолог?

У всех детей бывают эмоциональные взлеты и падения: периоды капризности, проблемы со сверстниками, детские страхи. Как помочь своему ребенку в этих ситуациях? Помогаем родителям понять, когда стоит обратиться за помощью к детскому психологу.
Детский психолог – это специалист, оказывающий детям психологическую помощь. Через общение, рисование, сказки и игру он способен обеспечить ребенку гармоничное и правильное восприятие не только его личности, но и окружающей среды. Такие специалисты работают с ребенком индивидуально, а также сопровождают развитие малышей, работая в детских садах и школах. Здесь они помогают адаптироваться в коллективе, разрешать конфликты, укрепляют психологическое здоровье детей, а также наблюдают за гармоничным развитием, чтобы, при необходимости, оказать своевременную помощь или направить ребенка к специалисту. Детские психологи работают со здоровыми детьми: они не занимаются постановкой диагноза или медикаментозным лечением.

Когда психолог нужен ребенку

Детский психолог помогает малышу и родителям дошкольников разобраться в проблемах и найти пути их решения. 

6 основных причин обратиться к детскому психологу

  • Ребенок замкнут и застенчив, и это мешает ему в повседневной жизни. Такие проблемы часто напрямую связаны с негативным восприятием ребенка собственной личности и внешности.
  • Ребенок гиперактивен. Чрезмерная активность проявляется в том, что ребенок нередко становится просто неуправляемым. Его сложно успокоить, увлечь каким-то делом. Ребенок становится все более неусидчивым, не может сконцентрироваться, проявить внимание к деталям. Если гиперактивность проявляется в разных сферах — например, дома и в детском саду — будьте готовы, что психолог также порекомендует консультацию детского психиатра, поскольку такое поведение может свидетельствовать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности и требовать комплексного подхода.
  • Появилась тревожность и детские страхи, которые значительно влияют на состояние малыша. Бояться темноты или серого волка — нормально. Но порой детские страхи становятся более серьезными: например, стойкий страх остаться в детском саду без мамы будет значительно влиять и на состояние малыша, и на жизнь семьи. Занятия психолога с дошкольниками помогут справляться с такими страхами и предотвратить их появление в дальнейшем.
  • Ребенок агрессивен. Конечно, иногда испытывать злость — нормально. Но если это чувство возникает слишком часто, не соответствует ситуации, влияет на отношения с другими детьми или приводит к дракам, стоит попросить помощи специалиста. Задача психолога при работе с агрессивными маленькими пациентами — снять психологические барьеры, устранить тревожность и другие причины агрессии, а также научить малыша эффективной коммуникации.
  • Ребенок стал пассивным, грустным, появились проблемы с питанием и сном, но врачи после обследований не нашли причин. Подобные сигналы могут указывать на внутриличностые конфликты, при которых требуется помощь психолога. Тем не менее, в этих случаях начать важно именно с врача-педиатра.
  • Консультация психолога дошкольнику также рекомендована и после серьезных травмирующих ситуациях: например, смерти близкого человека, разводе родителей, военных действиях, природных катастрофах. Кстати, для некоторых малышей появление второго ребенка в семье тоже может стать травмирующим — в этом случае также может потребоваться детский психолог.

Когда психолог нужен родителям

Уверены, вы слышали, что ребенок — это отражение нас самих. И действительно: в первую очередь ребенок учится вести себя в обществе на основе того, что происходит в их семье. Взрослея, он постепенно приобретает разные убеждения, определяющие его поведение. И большинство из них закладываем мы с вами.

Так что порой при проблемах у малыша специалисты рекомендуют работать именно с родителями. Так, проанализировав и изменив свое поведение, вы сможете сами решить проблемы, влияющие на вашего ребенка.




Кстати, если вам не совсем комфортно встречаться с психологом лично, это можно сделать онлайн (предварительно договрившись с психологом о консультации в мессенджере Telegram, передав Вашу просьбу и контактный телефон через воспитателя группы, которую посещает ребенок).

 

Помощь нужна родителям, если:

  • Ребенок «неуправляем»: не слушается маму и/или папу, не делает то, что просят, часто капризничает. Причиной этому может быть отсутствие четких правил, последовательности в поведении родителей или неправильная реакция на детские манипуляции. Изменив свое поведение, вы значительно скорректируете поведение малыша.
  • Родители в семье часто ссорятся, в том числе при ребенке. Конечно, постоянные конфликты между главными людьми в жизни влияют на состояние малыша. На консультации психолога вы сможете разобраться в причинах ссор, а также научиться разрешать их безопасно для вашего ребенка
  • Вы излишне опекаете и оберегаете ребенка. Конечно, каждый родитель в ответе за своего малыша. Но если вы или ваши близкие замечают, что вы преувеличиваете риски, во всем видите опасность, стоит обсудить это со специалистом.
  • Вы чувствуете, что устали и не знаете, что делать дальше. Пожалуй, это главный пункт: если ваше состояние ухудшается, это, безусловно, будет влиять на состояние ребенка. Не откладывайте заботу о себе на потом!

Будьте внимательны к своим детям. Они будут слушаться вас, только если вы станете прислушиваться к ним!

 


2. Когда родителям пора к психологу?

Гармония и комфортная атмосфера в семье – это залог того, что ребёнок вырастет спокойным, уравновешенным, адекватно воспринимающем себя и окружающий мир. Любые отклонения в поведении родителей могут отразиться на психике ребёнка самым плачевным образом. А отклонениями от нормы можно назвать те самые модели поведения, которые для многих родителей кажутся совершенно естественными и правильными. Давайте поговорим о самых распространённых ошибках, которые допускают родители. Практически все они могут перерасти в навязчивые состояния, и если не удаётся справиться с ними самостоятельно, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

  • Чрезмерная тревожность по поводу настоящего и будущего своих детейТаких родителей, которые не волновались бы о судьбе своих отпрысков практически не существует. Тем не менее, у некоторых беспокойство перерастает в навязчивую идею. Они просыпаются посреди ночи от кошмаров, переживают во время рабочего дня о том, что происходит с ребёнком в детском саду или школе, терроризируют его постоянными звонками и смс, боятся отпускать одного гулять. Разумеется, такое состояние сложно назвать нормальным. И вызвано оно в первую очередь страхом перед неизбежной сепарацией ребёнка.
  • Чрезмерная опека своих детейСтремление постоянно опекать ребёнка неизбежно связанно с предыдущим пунктом – тревогой за его судьбу. К сожалению, многие родители до последнего не хотят признавать в своём ребёнке самостоятельную личность. Это в корне неправильная позиция. Ребёнок должен научиться сам принимать решения, постигать мир путём проб и ошибок.
  • Родители забывают о себе, своих интересах и подчиняют свою жизнь мнимым потребностям своих детейОчень часто эффект от такого самопожертвования оказывается совсем не таким, о каком мечтали родители. Им кажется, они должны сделать всё для своих детей, но часто даже не спрашивают, а нужно ли это детям? В итоге дети вырастают и дают понять, что всё это время им оказывали медвежью услугу. Родители при этом чувствуют глубокую обиду, им кажется, что они зря прожили свою жизнь и теперь она не имеет смысла.
  • Родители считают себя ответственными за счастье своих детей. У каждого человека своё представление об идеальной жизни, идеальной работе, идеальном партнёре. Родители должны понимать, что не в праве решать за ребёнка, как ему жить и каким образом становиться счастливым. То, что кажется хорошим для них, может резко негативно восприниматься ребёнком и вызывать отрицание.
  • Пониженная родительская самооценка. Есть категория людей, которые без особых видимых причин считают себя плохими родителями. В некоторых случаях такая самооценка формируется «благодаря» старшему поколению, бабушкам или дедушкам, которые пытаются занять ведущие позиции в воспитании внуков, отодвинув родителей на второй план.
  • Взаимное недовольство, упреки и поучения становятся нормой в семье. Действительно, так живут многие семьи. Родители чуть ли не ежедневно ссорятся друг с другом или с детьми, но при этом не пытаются разобраться в причинах недопонимания.

Все эти проблемы, конечно же, поправимы, если вовремя обратить на них внимание. Вы можете и самостоятельно попробовать изменить ситуацию, но лучше всего проконсультироваться с психологом. Это поможет вам быть более объективными и гораздо быстрее улучшить погоду в доме и отношения с детьми.


3. Откуда берутся «маменькины сынки» и «маменькины дочки». Немного о гиперопеке.

Гиперопека – чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При гиперопеке ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность – условно рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Гиперопека более свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом контактов. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми. Более выражена, чем у отцов, гиперопека чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм «обязывания» детей действовать определенным образом. К тому же нередко эти матери пытаются образовать с ребенком изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая его и не допуская участия отца в воспитании. Если дочь похожа на отца и испытывает потребность эмоционального контакта с ним, подобная конфликтная структура семейных отношений может неблагоприятно сказаться на формировании характера девочки и ее последующих отношениях в браке.

Особая разновидность гиперопеки встречается у матерей с истерическими чертами характера, добивающихся признания любой ценой. Средством этого является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности. Фактически же забота и любовь носят внешний, демонстративный характер, рассчитанный скорее на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный учет эмоциональных нужд и возрастных потребностей детей. Данный вариант гиперопеки наблюдается чаще в отношении единственных детей и в ряде случаев в неполной семье. Гиперопека здесь нередко восполняет эмоционально заостренную потребность в привязанности и любви прежде всего у самих родителей.

Лежащее в основе гиперопеки стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя, часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и ее страх одиночества, или более широко – страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.

Другой распространенный мотив гиперопеки – существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых оказываются плодом мнительного воображения родителей. Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите самого родителя, а не ребенка.

В известной мере родительское беспокойство может быть оправданным из-за неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств у детей, особенно при их физической и нервной ослабленности. Однако это порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.

Еще одна причина гиперопеки – инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.

Главная неблагоприятная роль гиперопеки – передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

Родителям необходимо отдавать себе отчет в том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Честное осознание скрытых мотивов своего поведения, как правило, способствует нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.
 


4. Роль отца в воспитании ребенка
Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со сторону мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. И несмотря на то, что в реальной жизни главной в воспитании является мама, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.

     Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детям необходимо как женское, так и мужское влияние. Мама лаской и добротой воспитывает в ребенке гуманистические черты. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – это миссия отца. Заинтересованность ребенком, требовательность и демократизм со стороны папы формирует у ребенка положительную адекватную самооценку.
     Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь дисциплинирующая роль. Однако, запреты отца действуют только на фоне отцовской любви. А сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.
     В осознании ребенком себя, как представителя определенного пола, огромная роль принадлежит отцу. В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на их поведение: у мальчиков поощряет активность, решительность, выносливость; у девочки приветствует мягкость, нежность, хвалит за помощь маме в приготовлении обеда.
    Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене, окружающим.

     Мальчику необходим постоянный контакт с отцом. Наблюдая и общаясь с папой, мальчик копирует его поведение: жесты, движения, манеры, слова. Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, отношение к женщине и многие другие черты, мальчику прививаются в процессе общения с папой.
     Наиболее уязвимыми в плане эмоционального самочувствия являются мальчики из неполных семей. У них часто наблюдаются трудности в общении, неуверенность в себе, замкнутость, противоречивое отношение к близким.

     Для полноценного воспитания девочек и формирования женского характера также необходимо постоянное общение с отцом. Дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенности в себе. Важно показывать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней, хвалит ее красивое платье. Отцовское принятие воспитывает в девочке уверенность в себе, женское достоинство.
     Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, их родительских ролях и обязанностях, о семейных проблемах и способах их разрешения.

Типы современных пап (А.И. Баркан)

  • «Папа – мама» - это по-матерински заботливый отец, который берет на себя все функции мамы: искупает, накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается сохранить должное терпение. Пресс настроение папы давит на ребенка: когда все хорошо – он заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится – бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме – то тепло, то холодно. А ребенку хочется золотой середины.
  • «Мама – папа» - папа, который главную заботу видит в том, чтобы угодить чаду. Выступая в роли матери и отца, он безропотно тянет родительскую ношу: заботлив, нежен, перепады настроения ему не свойственны. Ребенок, которому все разрешается и все прощается, удобно «устраивается» на папиной шее, превращаясь в маленького деспота.
  • Карабас – Барабас» - злой, жестокий отец, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в тупиковый лабиринт. Наказания в качестве профилактики – излюбленный метод воспитания. С таким отцом у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти к родителю.
  • «Крепкий орешек» - папа, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, даже когда он не прав.
  • «Попрыгунья – стрекоза» - живущий в семье мужчина, но не чувствующий себя отцом. Его идеал – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за близких людей. Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет заботы жены. При первой возможности такой папа превращается в приходящего, но не надолго.
  • «Рубаха – парень». Такой папа любому бросится на помощь, забыв о семье. На первый взгляд, он и брат, и друг, с ним интересно, легко и весело. В тоже время ребенок живет в атмосфере конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
  • «Ни рыба, ни мясо» - папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены, в трудные для ребенка моменты он не может прийти ему на помощь.

5. Советы любящему папе

  • Уделяйте ребенку свое свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это хорошая возможность пообщаться с ребенком: расспросите малыша, как он провел день, поиграйте с ним.
  • Обнимайте ребенка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры (футбол, бадминтон), ходите на лыжах, лепите снеговика и т.п.
  • Читайте ребенку книги. Это интересное и занимательное занятие прививает ребенку интерес к чтению. Кроме того, вы с пользой проведете время вместе.
  • Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при детях, ваше поведение – пример для подражания. Будьте одной командой, если вы с чем-то не согласны, обсудите это наедине.
  • Показывайте и говорите ребенку, что вы его цените. Хвалите его за большие достижения и маленькие, но хорошие результаты. Этим вы повысите детскую самооценку.
  • Помните: ребёнок, который не был Сыном отца, не сможет стать Отцом для своего сына

 


6. Как мама может помочь папе наладить взаимоотношения с ребенком (памятка для мамы)

  1. Пусть папа помогает ухаживать за ребенком с первых дней жизни: купании, прогулке, кормлении из бутылочки.
  2. Папы играют с детьми другие игры, нежели мамы – более подвижные и энергичные. И дети это просто обожают! Не реагируйте негативно на такие игры
  3. Почему-то папы больше общаются с собственными детьми в общественных местах (театр, цирк или зоопарк). Чаще устраивайте подобные выходы в свет!
  4. Оставляйте малыша наедине с папой. Папы, проводящие много времени с детьми, становятся для них важной фигурой и моделью поведения, которой малыш последует в будущем. Чем активней такое общение, тем лучше психическое состояние ребенка
  5. Папы обычно более строги в наказаниях, поэтому следите, насколько категорично высказывается отец. Но даже если вы не согласны с папиными методами воспитания, ни в коем случае не обсуждайте этот вопрос при ребенке. Все противоречия лучше обговорить наедине с отцом и найти золотую середину, компромисс
  6. Придерживайтесь с папой единой линии воспитания. Выдвигайте разумные требования и настаивайте на их выполнении: ребенок должен четко знать, чего от него ждут и мама и папа.
  7. Ребенка нужно хвалить! Но не забывайте хвалить и папу – нельзя оставлять его заслуги незамеченными.
  8. Помните, ваши супружеские отношения – пример для ребенка, который он реализует потом в своей будущее семейной жизни.
  9. И самый главный совет для мамы и папы – любите своего ребенка! Об этом он точно будет помнить всю жизнь.

 


7. Как воспитать доброго ребенка, но не сделать из него мямлю

Научите ребенка благодарить
Если вы хотите вырастить счастливого человека, обязательно научите его быть благодарным. Речь идет не только о словах “спасибо” и “пожалуйста”. Уметь благодарить жизнь за каждый начавшийся день – вот что делает человека по-настоящему счастливым

Важно ценить то, что имеешь, и тогда у тебя будет все, чего пожелаешь. Каждый день подводите итоги дня: какие приятные моменты и события сегодня произошли, вспоминайте положительные впечатления и благодарите мир за очередной прожитый день

Можете проявить креативность и завести “Дневник благодарности”, куда будете записывать все, за что хотите сказать “спасибо”. Почаще говорите такие фразы: “Как здорово получилось” или “как же нам повезло” и т.д. Эти выражения помогут осознать ребенку, что жизнь прекрасна.

Чрезмерная опека
Другая крайность. В отличие от авторитарных родителей, эти люди сами добровольно сдаются в рабство своему чаду. Их общение сводится к такому:

  • «Сыночек, иди ближе. Я поправлю тебе штанишки!»
  • «Давай понесу твой портфель, тебе же тяжело?!»
  • «Давай мама тебе ручки помоет…».

Справедливости ради, стоит заметить, что школьный портфель вполне под силу мальчику любого возраста. Но мама с этим не согласна. Она, не жалея себя, будет тащить свою сумку и ранец сыночка. Не удивляйтесь потом, родители, что во взрослой жизни от него не дождешься помощи!
Супер-любовь тоже не принесет счастья: «Доченька, кто тебя обидел? Я накажу этого злодея!» — так пытается защитить папа дочку и упрекает соседа по песочнице. Но мы-то видели, что его «принцесса» сама сыпала песок на другого!
Слишком любимые дети отличаются избалованностью. Они не приспособлены к жизненным трудностям.

Почему некоторые родители не понимают простых вещей? Когда, если не в юном возрасте, дети получат навык социального общения? Сегодня большую популярность приобретает система воспитания, при которой ребенок не просит помощи сделать задание за него, а обращается к родителям со словами: «Подскажи мне, как правильно сделать, и просто побудь рядом! Я справлюсь сам». Гениально и просто.

Памятка для родителей. Как воспитать ребенка добрым, как вырастить послушного вежливого ребенка: пять простых условий
Добрый и неконфликтный ребенок – мечта всех родителей. Но часто случается так, что, несмотря на все усилия, брошенные на воспитания малыша, результат получается практически противоположным. И тогда родители могут начать винить себя («мало внимания уделяли») или самого ребенка («ты такой уродился»). А на самом деле хорошее воспитание не измеряется количеством купленных ребенку игрушек, количеством посещаемых «кружков» или постоянной опекой. Чтобы воспитать в вашем малыше доброту, необходимо всего лишь соблюдать пять следующих условий.

Условие первое: совершаем добрые поступки вместе
Конечно же, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем вырос настоящим помощником – как для них, так и для своих друзей или знакомых. Можно бесконечно вести с ребенком разговоры о том, что нужно быть добрым, нужно помогать старшим и т. п. Но все дети, прежде всего, склонны учиться тому, что они наблюдают воочию. То есть, если в вашей семье принято помогать друг другу, например, папа помогает маме донести тяжелую сумку, то и ребенок будет копировать такую модель поведения.

Поэтому старайтесь воспитывать малыша собственным примером, а также поощряйте добрые поступки и делайте их вместе. Можно, например, вместе помочь пожилой соседке сходить за продуктами для неё. Также просите ребенка помочь вам донести что-то из супермаркета – пусть он возьмет небольшой пакет с хлебом, к примеру. Показывайте и подчеркивайте, что делать добро это хорошо: слова благодарности, улыбка, похвала – все это поднимет настроение вашему малышу, подарит ему чувство собственной значимости, вселит уверенность в своих силах.

Условие второе: личное пространство – это важно
Как часто мы говорим ребенку слова: «Не будь жадиной – поделись». Конечно же, жадничать – это плохо, но очень часто «поделись» означает «отдай свою игрушку поиграть другому». Для совсем маленького ребенка игрушка – это как бы часть его мира, то, что находится внутри его личностных границ. Для детей до трехлетнего возраста это особенно актуально, поэтому заставлять делиться игрушкой такого малыша не стоит. Ребенку постарше уже можно показывать, что «поделиться» ‒ это, к примеру, дать другу пару конфет, если у тебя их несколько. Но ни в коем случае не отбирайте у ребенка единственную игрушку, чтобы отдать её, – это воспринимается очень болезненно, приводя к противоположному эффекту.

Условие третье: добрые детские сказки
Сказки – это настоящий кладезь народного опыта и мудрости. Они всегда имеют ярко выраженную мораль, в игровой форме рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Читайте вашему малышу добрые сказки, а также обсуждайте с ним поступки героев – пусть ребенок представит себя в аналогичной ситуации или скажет, почему герой поступил именно так, а не иначе.

Условие четвертое: нет крайностям
Вдогонку третьему и четвертому правилам можно добавить – не перестарайтесь

Если постоянно акцентировать внимание малыша только на том, что можно сделать для других и как другие о нем подумают, то можно напрочь забыть о потребностях самого ребенка. Всего должно быть в меру, то есть, например, угостить друга конфетой ‒ это хорошо, но вот если он силой у тебя выдирает игрушку – нужно уметь постоять за себя, а не молча отдавать ему любимую машинку

Условие пятое: научите заботиться
Ребенок, особенно если он один в семье, привык к тому, что все заботятся о нем. А ему заботиться не о ком, поэтому малыш не знает, как это – быть ответственным за кого-то. Чтобы научить ваше чадо быть заботливым и внимательным, заведите ему домашнее животное

Не столь важно, кто именно это будет – котенок, попугай или черепашка – главное, чтобы ребенок проникся к нему искренней любовью и сам стремился ухаживать. Поэтому выбор животного лучше обсуждать с малышом, учитывая, конечно, и ваши жилищные условия, и финансовые возможности

Помогайте им справляться со своими эмоциями
Эмоции не всегда бывают приятными. Некоторые эмоции, вроде гнева или раздражения, детям понять очень и очень непросто, особенно если они раньше не испытывали ничего подобного. Когда детей что-то расстраивает или огорчает, их нужно учить, как справляться с этими чувствами. Дети, которых этому не учили, часто выражают внутренние эмоции в физической форме – с помощью ударов, пинков и крика. Вряд ли такое поведение может привести к тому, что вашего ребенка можно будет назвать добрым
Именно поэтому гарвардские психологи считают, что родителям нужно уделять должное внимание обучению своих детей тому, как справляться с эмоциями более адекватным и здоровым способом
«Мы должны научить своих детей тому, что испытывать чувства – любые чувства – это нормально, но что некоторые способы справляться с ними намного лучше, чем другие. Дети должны научиться справляться со своими чувствами более продуктивными способами», – добавляют к вышесказанному гарвардские психологи. Дети должны не только понять, что испытывать неприятные эмоции – это нормально, но и научиться тому, как пропускать их через себя и отпускать навсегда.

Собственная значимость для юного человека
Любовь и физическое присутствие родителей должно всегда сопровождаться благожелательным эмоциональным фоном. Им необходимо быть внимательными, стараясь правильно чередовать поставленные требования с поощрениями и наказаниями
Уделяя время своему ребенку, важно учитывать его текущие потребности и оказывать помощь в преодолении первых трудностей. Необходимо:
 

  • давать подсказки;
  • интриговать;
  • приводить примеры;
  • демонстрировать возможности;
  • указывать направление.

Однако любить и делать дело вместе это вовсе не значит решать задачи вместо него. В юном сознании должно крепнуть понимание, что нерешенные вопросы сами не исчезают, а лишь накапливаются, формируя непреодолимые препятствия.

6 шагов к разумной доброте
1. Будьте добры с ребенком
Чтобы малыш смог развить в себе чувство эмпатии по отношению к окружающим, вы должны проявлять ее по отношению к нему. Для этого нужно внимательно слушать ребенка, считаться с его потребностями, не подавлять его волю и бережно относиться к его чувствам. Только так получится внушить уверенность в том, что вы всегда готовы принять его таким, какой он есть. Тогда и возникнет чувство, что в целом мир безопасен, а все люди в основной своей массе хорошие. В противном случае мотивация кому-то помогать будет слабой.

2. Проговаривайте чувства
Эмпатия подразумевает умение хорошо ориентироваться в своих чувствах и в чувствах окружающих. Ваша задача — для начала обучить малыша распознавать его собственные эмоции. Больше всего проблем вызывают негативные чувства, поэтому их стоит прорабатывать с особенной тщательностью на повседневной основе. При этом назвать эмоцию — это только полдела. Не забывайте проявлять искреннее участие. Если вы видите, что ребенок расстроился, спросите: «Мне кажется, ты грустишь. Скажи, что я могу сделать, чтобы помочь тебе?» Точно так же следует поступать и в том случае, если малыш сильно разозлился или вы заметили, что ему явно нужна ваша помощь.

3. Ведите диалог
Методика активного слушания помогает родителям лучше понять своего ребенка. Но в одни ворота играть совсем не обязательно: малыша тоже можно обучить ее главным принципам. В основе продуктивного общения лежат три правила
Первое — важно уважать своего оппонента, второе — необходимо больше слушать, чем говорить самому, и третье — нужно всегда стараться понять собеседника. Обучиться сразу трем навыкам поможет упражнение под названием «три да»
Когда встанет необходимость решить очередную проблему, попросите ребенка рассказать вам, что у него на душе. Дайте ему примерно 2–3 минуты. Все это время вы должны слушать его очень внимательно. Вам запрещается перебивать, спорить, высказывать мнение, цокать и закатывать глаза. Когда монолог закончится, вы должны будете убедиться, что поняли ребенка правильно. Для этого нужно будет еще раз сформулировать своими словами его аргументы и выдать их в форме вопросов: «Ты говоришь, что одеваешься в садик медленно, потому что тебе грустно расставаться со мной? Это так?», «Ты бы хотел, чтобы я больше времени проводила с тобой по вечерам, верно?». Как только набирается три положительных ответа, вы меняетесь ролями. Теперь ваша очередь объяснить малышу, почему вы ведете себя именно так, а не иначе. Его задача — услышать вас правильно.

4. Учите спрашивать
Не секрет, что даже самые добрые порывы порой не встречают никакой благодарности, а иногда вызывают полное непонимание и даже неприязнь со стороны потенциального страдальца. А с благими намерениями и вовсе шутить опасно. Однако всех этих неприятностей можно избежать, причем легко. Прежде чем сделать кому-то добро, нужно задать человеку два принципиально важных вопроса «Тебе нужна помощь?» и «Как я могу тебе помочь?». Такой подход не даст попасть впросак и позволит избежать разочарования или обиды. К слову, мудрый принцип «сначала спрашивай, потом делай» окажется полезен ребенку не только в этой ситуации.

5. Рассуждайте здраво
С кошками, собаками и птицами, которых хочется спасти или накормить, на самом деле все предельно ясно. Нужно просто подобрать правильные слова, чтобы донести до ребенка истинное положение вещей: «Кошки, которые живут на улице, сами умеют добывать себе пропитание. Они и до тебя справлялись прекрасно. Но, если ты начнешь кормить их, они привыкнут и станут рассчитывать только на тебя. А вдруг ты уедешь (на дачу, в лагерь, в путешествие)? Нельзя бросать того, кого мы приручили. Готов ли ты кормить эту кошку всю ее жизнь? Готов отказаться от поездок?»

6. Подчеркивайте бонусы
Нет ничего предосудительного в том, чтобы показать ребенку, что иногда добрые дела нам возвращаются. Эта уверенность только усилит его мотивацию. Вы можете рассказывать истории из своей жизни про то, как вы кому-то помогли, а потом этот кто-то помог вам. Не помешает порассуждать в этой связи и о чувстве признательности. Оно ведь тоже нередко порождает в нас искреннее стремление отблагодарить человека, который пришел нам на помощь. В быту будет полезно подчеркивать желаемое поведение ребенка, делая намеки на будущее: «Ты такой молодец: помог сестре найти ее любимую игрушку! Я уверена, когда тебе нужна будет помощь, она вспомнит об этом и поддержит тебя».

Оценка чужих поступков – добрый или злой
Так или иначе, ребенку необходимо иметь контакты с внешним миром, который не всегда может оказаться справедливым
Поэтому следует обращать его внимание на последствия, к которым приводят те или иные действия. Только собственные навыки, знания и вера в свои убеждения, могут надежно оградить подростка от совершения наказуемых ошибок
Он должен уметь разделять благие намерения и порицать пороки.

Этот процесс должен приобрести систематическое развитие, для чего ребенок должен иметь желание делиться личной информацией со своими родителями. Ему стоит осознать, что всякое действие можно отложить до тех пор, пока не придет уверенность, для которой возможно необходим совет опытного человека. Кроме того, многие ответы можно получить из независимых источников (например, из книжек), с которыми, для начала, нужно научиться работать. Такая подготовка позволит формировать свои убеждения, которые помогут находить единомышленников.

Как воспитать ребенка добрым
Главное правило — воспитывать малыша нужно начинать с рождения. Это только кажется, что дите еще ничего не понимает. Но ведь ребенок именно в первый год жизни учиться общаться, находить общие точки с внешним миром, и именно в это время и нужно начинать его воспитывать. Вопрос только в том, как научить малыша, который еще и слов то толком не понимает. Как объяснить ему, что это делать можно, а вот так поступать нельзя.
В первую очередь запомните — ребенок вас копирует. То есть если вам можно есть конфеты, то почему нельзя ему? Ведь если мама с папой едят, то это вкусно, правильно и интересно. То же самое касается поведения в обществе, поведения дома и т.д. У родителей, в семье которых царит вежливое общение, тишь и благодать и детки вырастают добрыми и послушными. Они не считают, что криком можно чего то добиться и что если отбирать, то вещь твоя. И отбирать можно.
Ведь маленькие ребенок — это глина, из которой вы, родители лепите именно то, что получается. Если вместо «малыш, пошли ложиться спать», ребенок слышит «быстро спи», то он так и воспитывается. Считает, что так и должно быть. 

Воспитание доброго ребенка
Что же касается самого воспитания, то это можно делать уже в возрасте трех лет. Именно в этом возрасте у детей закрепляются нормы поведения. Однако именно в три года малыш, такой добрый и послушный ранее, может стать абсолютно неуправляемым. Психологи утверждают, что в таком возрасте малыши начинают как бы проверять родителей — а действительно ли это плохо, а точно ли так делать нельзя и т.д. И такое поведение ребенка никак не связанно с его плохим характером или вредностью. Просто в это время малыш пытается отчертить для себя круг того что можно, и выбросить за его грань то чего делать нельзя. Но как вести себя родителям? терпеливо и внятно объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например, если ребенок ударил маму кулачком, нужно объяснить ему, что ты поступил плохо. Маму бить нельзя. И самое главное — добиться от малыша, что бы он извинился перед мамой. При рецидиве такого поведения, нужно снова терпеливо и по доброму объяснять малышку как нельзя делать. И так — пока ребенок не поймет и не запомнит — драться действительно нельзя и это плохо.
Очень важно в это время хвалить малыша, если он сделал что то правильно. И реагировать на плохое поведение
Ведь если не реагировать, то ребенок будет считать это нормой и переучить его потом будет очень сложно.

Отличными помощниками в воспитании детей служат добрые старые советские сказки. Именно в них дети учатся тому, что делать добро хорошо, а творить зло плохо. И что в конце концов добро победит а зло накажут.
Еще можно поиграть с малышом в ролевые игры. например в игру, где девочка никому не хотела давать игрушки, а потом, когда она решила поиграть с другими детками, детки отказались с ней играть. Ведь она жадная а с жадинами никто не дружит
Но после такого ролевого спектакля очень важно обсудить с ребенком почему же в конце никто не захотел играть с девочкой, и что она сделала не так
Но самое важное в воспитании малыша — это любовь родителей, похвала и убеждение, что ваш ребенок самый лучший. Причем в это должны верить вы и ваш малыш

Какие добрые дела можно совершить
Учить быть добрыми и отзывчивыми нужно с раннего детства. Что можно сделать с ребенком 2-4 лет:

  • Отправляйтесь в поле, соберите полевые цветы и подарите их пожилой соседке или проходящей мимо девушке.
  • Предложите малышу поиграть с ребенком, который одиноко сидит на площадке.
  • Соберите вместе с малышом игрушки, в которые он уже не играет, или одежду, из которой вырос.
  • Отвезите в приют или нуждающейся семье.

Подарите крохе копилку, в которую он будет кидать монетки. Когда копилка наполнится, часть денег предложите пожертвовать на благотворительность. Объясните, для чего это нужно, например, чтобы маленькая девочка вылечилась от тяжелой болезни.

Идеи добрых дел для детей 5-7 лет:

  • Зайдите с ребенком в зоомагазин, купите корм для животных и завезите волонтерам или в приют для бездомных котов и собак.
  • Предложите часть игрушек, которые подарят на День рождения, пожертвовать в детский дом.
  • Соберите книги, которые ребенок уже не читает, и отвезите на точку буккроссинга.

Какие добрые поступки может совершить ребенок старше 8 лет:

  • Отправляйтесь всей семьей во двор или в парк, где необходима уборка. Соберите мусор в пластиковые пакеты, соберите опавшие листья, покрасьте скамейки или мусорные урны.
  • Если в школе проходят благотворительные акции, предложите сыну или дочери в них поучаствовать.
  • Помогайте старикам, которые живут по соседству и нуждаются в поддержке. Сын или дочь могут помочь в уборке квартиры пожилого человека, покупке продуктов и лекарств, а еще старики всегда рады, когда дети приносят им поделки и самодельные сувениры.

 

  • Воспитывайте детей в любви, уважении, учите их быть добрыми и отзывчивыми. Ведь каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, который никогда не пройдет мимо чужой беды, поможет и поддержит.

Сказки о добре
Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Детская доброта
Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы. Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь
Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать
Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.
Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.
К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят
Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена
А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Как воспитать личность
Если ребенка воспитывают в атмосфере любви, понимания, взаимоуважения, он вырастет добрым и уверенным в себе человеком. У него нет необходимости защищать себя, что-то доказывать, переубеждать. Дети, которых дома постоянно критикуют, ругают, наказывают, становятся агрессивными и злобными. Они вымещают накопившийся негатив на окружающих, демонстрируют недоверие и враждебность.
Хвалите его за хорошие поступки, всегда слушайте, что он говорит, оставайтесь на его стороне и всячески поддерживайте. Ребенок должен понять, что родители его любят, несмотря ни на что.
Нужно осознавать, что сын или дочь могут выразить агрессию, например, толкнуть девочку на детской площадке или отобрать игрушку.
Каждый человек может испытать негативные эмоции, и это нормально. Не нужно говорить малышу: «Ты плохой, такой мальчик мне не нужен» или что-нибудь подобное. Ни в коем случае не обвиняйте сына или дочь, не повышайте голос, а спокойно разберитесь с ситуацией
Присядьте на один уровень с ребенком, обнимите его, объясните, что он поступил нехорошо.
Не акцентируйте внимание на отрицательных качествах малыша, а лучше развивайте его положительные стороны.

Лилия, мама 4-летней Марии:
Очень важно — заботиться о других.
Мы все люди, и зачастую забота о себе — для нас самое важное и основополагающе дело. В это же время мы упускаем вещи, которые действительно необходимо сделать

Например, забота о других людях. Если же мы будем заботиться о других, наш пример преподнесет детям самый важный урок в жизни — как вести себя с другими людьми.
Личный пример родителей и практика помогут молодым людям развить в себе способность и смелость вмешиваться в ситуации, когда они или кто-то другой подвергаются опасности. Они это почувствуют первыми и смогут принять меры, — говорится в исследовании Гарвардского университета.

Показывайте постоянно, что забота о других людях очень важна  для вас. Увидите, очень скоро это станет необходимостью и для ваших детей. Вне всякого сомнения, тогда вы воспитаете сына или дочь, которые думают о других, которые будут жить так, чтобы быть добрыми, отзывчивыми.

Вера, надежда и любовь
Верить в себя, верить в свое чадо, подарить ему уверенность в своих силах – этот список можно продолжать. Родители должны всегда надеяться на лучшее, не опускать руки и поддерживать эти качества в детях.
Небольшой эпизод из жизни. Мальчик говорит маме: «Может быть, сегодня мне кто-нибудь подарит игрушку». Мама не задумываясь отвечает: «Сегодня никто не подарит». Ребенок, выразительно глядя на нее, восклицает: «Я же сказал: может быть»
У него была надежда, мама неосторожно ее отняла. Надежда должна быть всегда
Любить родных, с любовью относится к своему делу, делиться любовью с со своим малышом – задача любой семьи. Передать умение любить детям – задача непростая, но выполнимая. Если в семье никого не осуждают, помогают другим людям, то малыш впитает этот пример.

Подготовка подарка для бабушки
Вместе с ребенком помогите бабушке, подготовьте подарки родным к празднику. Весной сделайте добрые дела: посадите деревья, цветы. Сделайте семейной традицией – каждый день или хотя бы раз в неделю совершать одно доброе дело. Обязательно делитесь со своим чадом какими-нибудь вещами, предлагайте ему поделиться фруктами с другими детьми. Так можно воспитать в ребенке не только доброту, но и щедрость.
Родители не могут скрыть зло, что встречается в мире, не могут представлять зло как добро. Они могут другое: сами быть добрыми. Вера в добро может пошатнуться в подростковом возрасте, но чем больше было добра в детстве, тем быстрее человек справляется с кризисом.

Добрый взгляд матери, поступки, которые малыш видит в детстве, запомнятся ему лучше всего, оставшись на подкорке. Пусть он сам распоряжается этим наследством.

Доброе дело
Влияние семьи
Известный итальянский педагог Мария Монтессори говорила, что дети учатся, наблюдая за своим окружением. Маленькие члены семьи стараются подражать родителям: их поведению, привычкам, образу жизни.

Светлана, мама 8-летней Юли:
В семье важны не только эмоции и слова, но и хорошие поступки. Если родители помогают соседской бабушке по хозяйству, занимаются благотворительностью, не могут пройти мимо человека или животного, которым нужна помощь, маленький человек также научится творить добрые дела.
Психологи предупреждают родителей, что детям нужно рассказывать о возможных проявлениях агрессии и недовольства со стороны окружающих. На жизненном пути иногда попадаются бессердечные, алчные, злые люди, и задача ребенка – защитить личные границы, отстоять свое мнение, не прибегая к физической силе.

Волшебная сила искусства
Дети ощущают на себе воспитательное воздействие искусства с раннего детства. Доброта формируется под воздействием первых сказок, песен, рисунков. Искусство – сильнейший побудитель чувств и эмоций. Промахи рассеянного с улицы Бассейной вызывают смех, живые пейзажи Левитана – радость и печаль. Любое произведение искусства обязательно находит отклик в душе человека.
Воспитать в ребенке доброту помогает художественная литература. Сказка для малыша – не просто вымысел, это особая реальность. Слушая различные произведения, дети переживают, сочувствуют персонажам, радуются вместе с ними. Произведения искусства помогают воспитать в ребенке сострадание. Они заряжают ребенка энергией доброты.

Чтение сказок
По мнению психологов, общение с искусством должно быть деятельным:

Дайте понять своим детям, насколько важно заботиться о других людях
Все мы люди, и поэтому неудивительно, что иногда мы ставим заботу о самих себе в начало списка собственных приоритетов. И порою это действительно нужно сделать, чтобы добиться желаемого
Однако уметь позаботиться о других тоже очень важно, и мы должны научить этому своих детей

«С помощью направляющего воспитания со стороны взрослых и постоянной практики дети могут развить в себе умение оценивать ситуацию и храбрость, нужные для того, чтобы знать, когда и как стоит вмешиваться в ситуации, когда кто-то может нуждаться в их помощи. Они могут стать именно теми людьми, которые первыми встают на пути у несправедливости, не позволяя ей превратиться во что-то большее», – пишут исследователи из Гарвардского университета.

Покажите своим детям, что то, что они заботятся не только о себе, но и о других, очень важно для вас, и это станет важным и для них тоже. Поступая подобным образом, вы, вне всякого сомнения, вырастите ребенка, который, заботясь о себе, не будет забывать и о других, и который будет всегда стараться быть максимально приятным и добрым в общении

Каждый день.
Не забудьте про этику поведения и семейные ценности
Правила этикета помогут ребенку стать вежливым, воспитанным и дружелюбным. Благодаря этикету ему будет легче общаться с людьми. Поэтому это очень важный пункт в воспитании. Одно из первых правил – здороваться со знакомыми людьми первым. Следует также учесть некоторые нюансы в правилах приветствия:

  • если человек далеко, не стоит кричать. Лучше вежливо улыбнуться и кивнуть головой, когда ваши взгляды встретятся;
  • не принято здороваться через порог или через стол;
  • младшие первыми приветствуют старших, также как мужчины первыми здороваются с женщинами;
  • тот, кто входит в комнату, где находятся люди, должен поздороваться первым и т.д.

За столом тоже надо уметь правильно себя вести. Чтобы человек не попал в неловкую ситуацию, нужно с детства рассказать о правилах этикета за столом:

  • нельзя ставить локти на стол;
  • качаться на стуле во время еды неприлично;
  • нужно откусывать небольшие кусочки во время еды, чтобы проще было жевать;
  • за столом не принято чавкать и разговаривать с полным ртом;
  • накладывай в тарелку такое количество еды, которое сможешь съесть. Оставлять после себя объедки неприлично;
  • если блюдо предполагает пользование ножом и вилкой, то нож держать в правой руке;
  • вытирать рот салфеткой и т.д.

Существует еще очень много правил этикета, негласно принятых при поведении в обществе. Ребенок будет их соблюдать, если будет их знать и видеть, что родители тоже соблюдают эти правила.

Очень сближают отношения между родителями и детьми семейные традиции. Они есть в каждой семье. Можно завести календарь значимых дат, в котором отмечать значимые события именно для семьи. Например дата знакомства родителей, первый шаг ребенка, его первое слово и т.д. Традиции могут быть самыми разными, главное, чтобы они отражали ваши семейные ценности.

Постоянно хвалите друг друга.
«Вы даже не представляете, какой силой обладают обыкновенные слова одобрения. Они преображают человека, вдохновляют на то, чтобы быть еще лучше. От того, как вы это мудро сумеете сделать, зависит будущее ваших детей. Это оставит неизгладимый след в их душах», — считает Робин Берман.
Если  будете последовательны и не будете скупиться на слова похвалы — у вас вырастет эмоционально гармоничный ребенок. Это также ключ к тому, как воспитать ребенка добрым. Доброта формируется из практики, но всякая доброта должна иметь и обратный ответ. Когда ваш малыш проявляет доброту, оцените это и обязательно похвалите в ответ! Хвалите его за добрые поступки и слова, подчеркивайте, что видите это и цените, чтобы он знал, что идет правильным путем. Поступайте так со всеми детьми, не только со своими!
Родители должны благодарить также друг друга за доброту, ведь ваши дети всегда рядом — они слушают и смотрят, берут с вас пример. Общайтесь с добрыми друзьями, коллегами, знакомыми — это тоже очень полезно для ваших детей. Чем больше дети видят, что взрослые добрые, отзывчивые, ценят и благодарят друг друга — тем лучшими становятся сами.

Вывод: доброта — это очень важная вещь, которой ваши дети должны научиться. Так же как хорошим манерам, словам «пожалуйста» и «спасибо», что такое «хорошо» и что такое «плохо», эмпатии.

Помните, что научиться  всему этому им будет намного легче, если они будут знать, что вы — всегда рядом. Если вы беспокоитесь о том, сможете ли воспитать их добрыми, получится ли у вас  — просто делайте эти 5 вещей, которые сработали у других родителей. Не бойтесь ошибаться! Просто знайте, как исправлять свои ошибки. Ведь глаза и уши вашего ребенка всегда направлены на вас. Он учится жить у вас, он впитывает все увиденное и услышанное, как губка.
 

Источник: https://gremih.ru/kak-vospitat-dobrogo-rebenka-no-ne-sdelat-iz-nego-mamlu/


8. Советы психолога родителям будущих первоклассников

​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​